Женский архетип в мифах и сказках

Ответ на вопрос «чего все-таки хочет женщина» скрыт в самой глубине женской сущности. Ключом к этой загадке является понятие женского архетипа. Эта категория была впервые сформулирована Карлом Юнгом в рамках его учения об архетипах и означает некий прототип, аккумулировавший в себе опыт коллективного бессознательного многих поколений женщин, определенную модель поведения, которой следует женщина. Именно в смешении этих архетипов, доставшихся в наследство еще со времен праматери Евы, и находится женский секрет. Со всеми этими моделями каждая девочка знакома с самого детства, знания о них она черпает из сказок, рассказанных ей вечерами, подглядывает в жестах и словах мамы, бабушки и других окружающих ее женщин. Женский архетип воплощен в знакомых всем героинях – это принцесса, Баба-яга, королева, мать, охотница.

Принцесса олицетворяет светлую сторону нашего Я. Рапунцель, томящаяся в замке, спящая красавица. Женщина придерживается этой модели, когда ориентируется на традиционные представления о правильном поведении, царящие в данном обществе. Обычно такие девочки хорошо учатся, слушаются родителей, мечтают об идеальном браке. С ними не бывает проблем, пока они вдруг не открывают в себе темную сторону и не становятся настоящими ведьмами.

Баба-Яга, ведьма, ужасная женщина, желавшая съесть детей в пряничном домике. Обычно вызывает страх. Но кем она является на самом деле? Это женщина, обычно помогающая найти другим свой путь. Кто бы ни пришел к ней – Иван-дурак или Василиса Прекрасная – он уже никогда не вернутся от нее прежним. Она олицетворяет собой всю мудрость мира, путь к нашему собственному я, глубинную интуицию. Обычно такие женщины спокойны, как Сфинкс, но не стоит их злить – достаточно вспомнить, как лихо Баба-Яга управляет ступой и любит питаться человеческим мясом. Это женщина в ее первозданной мощи, выходящей за рамки логических схем мужского мира.

Широко тиражируются современной массовой культурой архетип королевы и связанный с ней архетип Матери. Часто они выступают вместе. Достаточно обратить внимание на любую актрису, певицу, в ней явственно проступят черты властительницы. Гордая осанка, манеры, достойные аристократки, уверенный в себе вид. Все считают за честь услужить ей, а она воспринимает это как должное. В сказках предстает перед слушателем как королева-Мать. Она прекрасно руководит как своими фрейлинами, так и страной, найдет прекрасную партию своим детям, но иногда из-за мелочей не видит всей картины.

Охотница или путешественница – женщина, занятая духовным поиском и познанием мира. Часто она ступает на незнакомые, полные опасностей земли. Самым простым и популярным примером тут является образ Красной Шапочки. Это юная, не имеющая опыта девушка, только что познавшая взрослую жизнь, символически представленную лесом и встречающая Волка-соблазнителя. Но в оригинальной версии сюжет звучит значительно страшнее – волк обгоняет девочку, убивает бабушку и готовит из нее блюда, которыми и угощает Красную Шапочку. Близко к этому стоит и история Василисы Премудрой, которой Баба-Яга дала человеческий череп, освещавший дорогу обратно. И кушанье из бабушки, и человеческие останки говорят об одном – женщина должна отправиться в путешествие, перейти запретную черту, соприкоснуться с миром потустороннего для того, чтобы обрести мудрость, научиться слышать голос интуиции.

Представленные выше женские архетипы рассказывают лишь о главных чертах женской сущности, их гораздо больше – это купчиха, хозяйка, рабыня, служанка, амазонка. Понимание элементов коллективного бессознательного, заключенных в женской душе, позволяет лучше узнать себя, осознать причины и мотивы поступков, получить уникальный жизненный опыт.

Нужно знать!