Взгляды А. Адлера на общественные отношения

Основными принципами, на которых построена система психоанализа общественных отношений Альфреда Адлера являются холизм (целостность), социальный интерес, единство индивидуальности в стиле жизни и ориентация поведения человека на достижение поставленных целей. По его утверждению поведение человека в большей степени определяется целями и ожиданиями, нежели прошлым опытом, а действия каждого индивида получают мотивацию за счет возможности демонстрации превосходства и овладения средой.

Адлером было введено такое понятие, как «комплекс неполноценности», которым он наградил всех детей, поскольку они имеют малые размеры и недостаток возможностей и физических сил. Это чувство неполноценности и было той силой, которая направляла стремления индивидуума к превосходству, что в свою очередь являлось причиной активизации действий и помыслов для реализации целей. На первых местах в теории Адлера стоят такие человеческие качества, как агрессия и борьба за власть. Агрессия здесь понимается как инициатива при преодолении препятствий, но не как стремление к уничтожению. В более поздних трудах Адлера эти два качества рассматриваются как проявление обобщенного мотива – стремления к самосовершенствованию и превосходству. Такая цель способствует побуждению улучшать себя, развитию своих способностей и потенциальности.

Цели превосходства могут быть как позитивными, так и негативными. Для конструктивной и гармонично развитой личности характерны общественные заботы, а также заинтересованность в обеспечении благополучия других. Выражением этих стремлений может быть развитие своих способностей и умений и ориентация их на совершенствование жизни. Люди же проявляющие стремление к личному превосходству характеризуются в системе Адлера как невротические извращенцы, вследствие отсутствия у них социального интереса и наличия сильного «комплекса неполноценности». В результате их целями становится господствование над другими людьми и их унижение. Никаких усилий на пользу обществу они не предпринимают.

Стоит отметить, что самосовершенствование невозможно проводить без вполне определенных жизненных целей. Их определение начинается еще в детстве, причем во многих случаях под воздействием следующих негативных чувств – неполноценности, неуверенности, небезопасности и беспомощности. Так, например, в результате исследований выяснилось, что помочь многим врачам определиться с окончательным выбором профессии помогло желание справиться с чувством небезопасности, в общем, и страхом смерти, в частности. Для невротиков же характерно значительное расхождение, возникающее между сознательными и бессознательными целями. Последние играют защитную роль и основаны на фантазиях о личном превосходстве и самопочитании.

Для каждого человека жизненный стиль является уникальным способом достижения поставленной жизненной цели. Поэтому кажущиеся друг от друга независящими особенности поведения и привычки нельзя рассматривать отдельно, независимо друг от друга, поскольку в контексте целей жизни индивида они приобретают единство. Из чего следует взаимозависимость проблем психологического и эмоционального характера.

По теории Адлера наиболее гармоничное развитие личности получается при активном, ориентированном на творчество и социальную полезность характере. При этом важнейшим аспектом общественных отношений является совершенствование кооперативного поведения. Адлер полагал, что преодоление нашей действительной неполноценности или чувства неполноценности возможно лишь посредством сотрудничества людей друг с другом. Поэтому основными чертами, присущими здоровому индивиду является комбинация из конструктивного стремления к совершенству, сильного общественного чувства и кооперации.

Нужно знать!