Стресс в подростковом возрасте

Дети старшего подросткового возраста очень склонны к стрессам, и их симптоматика практически ничем не отличается от подобного состояния взрослого человека.

Ребенок начинает чувствовать себя одиноким, отдаляется от родственников и друзей, начинает чувствовать свою «потерянность». У него возникают необоснованное чувство неуверенности в себе, он воспринимает окружающих, ранее близких, как врагов. Отсюда растет нежелание общаться с людьми как прямо, так и косвенно.

Помимо проблем общения появляются проблемы с памятью и концентрацией внимания. Его сон становится тревожным, начинается бессонница, несмотря на сильное эмоциональное переутомление в течение дня. Происходят частые смены настроения, при- чем, все чаще в сторону глубокой депрессии, сменяемые чрезмерной вспыльчивостью и раздражительностью.

Такому ребенку довольно сложно усидеть на одном месте, он должен быть постоянно чем-то занят, может часами что-то перекладывать или теребить, хочет куда-то двигаться. Либо же наоборот: он всевозможными способами уклоняется от дел. У него могут появиться плохие привычки (алкоголь, курение, наркотики). Наравне с этим ухудшается аппетит, или наоборот – становится непомерным. Ребенок начинает уделять слишком много внимания своей внешности, постоянно придираясь к мелочам.

С таким состоянием нужно бороться, и чем раньше, тем лучше. Как только ребенок придет в себя после шокировавшего его события, необходимо начинать профилактику стресса и депрессии. Самое первое, что нужно сделать, – вынудить ребенка рассказать о причинах стресса. Конечно, не любым доступным способом, все должно происходить мягко и ненавязчиво, чтобы не усугубить состояние.

Даже если слышится отказ от разговора, то вызвать на разговор можно. Ведь ни один ребенок не захочет держать трагедию внутри себя, не делясь ни с кем ощущениями, мыслями и эмоциями. Начать разговор можно с каких-то далеких от необходимой тем, а уже потом, постепенно подвести разговор к проблеме. Хорошо помогает задавать наводящие вопросы, ответы на которые ребенок сам должен найти и тем самым научиться избегать повторения стресса. Более того, такой способ избавления от стресса в подростковом возрасте помогает забыть то, что произошло на самом деле. При проигрывании в уме похожей ситуации, но с другим исходом, происходит замещение памяти на более позитивные моменты и стирается весь негатив, который принесла ситуация.

В такой ситуации важно не расстраивать ребенка еще больше и не просить его быть сильным. Он просто не может, он еще мал для этого. А на такие просьбы и утверждения родителей он еще больше убедится в своей неправоте и закроется от всего мира. Да, он совершил ошибку, но у него есть на это право, как и у любого жителя планеты. Но в то же время он должен осознать, что ошибки нужно исправлять, и в этом ему обязательно и с удовольствием помогут родители. Поддержка и понимание нужны в такой ситуации каждому.

Дети учатся на примерах взрослых, поэтому не лишним будет рассказать несколько случаев из собственного детства (можно и выдумать, но не желательно) и поделиться собственным опытом преодоления стрессовых ситуаций.

И, конечно же, ребенок, который ежедневно видит родителей, которые воспринимают «удары судьбы» спокойно и стойко, будет брать с них пример. Многие сложные и спорные ситуации можно разбирать и проговаривать с детьми еще до того, как они могут с ними произойти. Может быть, он не все поймет и воспримет, но важная информация все равно останется у него в голове и обязательно «всплывет» в нужный момент. А искреннее желание помочь всегда ценилось и будет цениться как взрослыми, так и детьми.

Нужно знать!