Психологическая готовность ребенка к школе

Возрастом поступления ребенка в школу считается 7 лет. Однако достижение данного возраста зачастую не означает готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому в современной системе образования практикуется определение психологической готовности к обучению. Однако стоит заметить, что неготовность ребенка к школе далеко не всегда означает отказ зачислить его в первый класс, и подобного рода тестирование носит скорее формальный характер и направлено на сбор информации, которая пригодится учителю начальных классов.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить, насколько ребенок готов к школе.

— Интеллектуальное развитие. Данный компонент предполагает, что ребенок обладает аналитическим мышление, способен выполнять действия по образцу, у него достаточно развита память и мелкая моторика. На определенном уровне должен находиться интерес к знаниям и процессу их получения, а также рациональный подход к действительности.

— Личностная готовность. Здесь речь идет об осознании ребенком новой социальной роли школьника, который отныне имеет определенные права и обязанности. При этом школа должна привлекать ребенка не внешними атрибутами (красивым портфелем, тетрадями, учебниками), а именно возможностью узнавать новое. Т.е. у ребенка должна быть сформирована учебная мотивация.

— Социально-психологическая готовность. Определенный уровень развития данного компонента говорит о том, что у ребенка уже развиты качества, которые позволят ему установить общение со сверстниками и учителем, действовать сообща, подчиняться установленным правилам и интересам группы, при этом уметь уступать и защищаться. У ребенка должна быть ярко выражена потребность общаться.

Готовность ребенка к школе определяется практическими психологами. Для этого они могут использовать самые разнообразные приемы и методы: тестирование, собеседование, наблюдение. Исследования могут проводиться как индивидуально, так и массово.

В настоящий момент практикуется такая подготовка ребенка к школе как «прогимназия» (или «нулевой» класс). На базе школы организуются занятия для детей подготовительной группы, которые проводятся несколько раз в неделю, и чаще всего предполагают обучение родному языку, математике, труду, рисованию и иногда английскому языку. Очень часто такие занятия проводит будущий учитель начальных классов.

С одной стороны прогимназия предполагает дополнительную нагрузку на ребенка, а также определенные материальные затраты для родителей, поскольку такое обучение может осуществляться на платной основе. Но с другой стороны она позволяет за учебный год развить необходимые для школьного обучения умения и навыки, настроить ребенка на определенный лад, предоставить ему большой объем информации относительно процесса школьного обучения.

От того, насколько психологически ребенок готов к школе, напрямую зависят его успехи в первом классе. Неготовый к обучению ребенок не в состоянии длительное время удерживать внимание, слушать учителя и подчиняться ему, решать учебные задачи, находить общий язык с одноклассниками. Иногда родители отдают ребенка школу в шесть с половиной лет, полагая, что нет большой разницы. Однако даже эти полгода могут играть существенную роль.

Конечно, объективно оценить уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению может только специалист, но некоторые из тестов (к которым прилагаются подробные инструкции и критерии оценки) вполне могут быть проведены и родителями, которые дадут хотя бы элементарное представление о положении вещей.

Нужно знать!