Причины появления у дошкольников воображаемых друзей

        Воображаемые друзья могут появиться только у тех детей, у которых хорошо развиты воображение и фантазия. Потребность в друзьях появляется так же, как и воображение, в период дошкольного детства, что обусловлено возрастной потребностью в общении и развитии познаний.

        Карлсон в квартире Малыша появился не случайно. Родителям его никогда не удавалось увидеть, а Малыш получал возможность не только общаться, но и временами быть другим, не идеальным ребенком: объедаться ватрушками и вареньем, залазить на крышу дома, шутить с домработницей, надевать одежду родителей и веселиться от всей души. В данном случае воображаемый друг – это «плохая», теневая часть идеального ребенка, но в то же время – это товарищ, который появляется в минуты одиночества и грусти. Пустота в душе ребенка заполняется при отсутствии реальных друзей, иллюзорными. Карлсон воспринимался мальчиком и как источник дополнительной информации о мире, и как взрослый («мужчина в самом расцвете сил»). Но так как он на самом деле не существовал, то и информация поступала от него на уровне детского восприятия: сведения о приведениях, о возможности жить на чердаке и видеть весь город, о пользе варенья и т.д.

        Воображаемые друзья могут появиться и в результате новых условий жизни, когда ребенок не успел найти себе защиту, например, в детском саду в виде доброго и понимающего воспитателя. Поэтому даже в окружении большого количества сверстников может появиться друг, который защищает ребенка, помогает ему чувствовать себя в безопасности. Проявляется это различными способами: дети могут приносить с собой игрушку угрожающего вида (тигр, медведь), надевать маску устрашающего персонажа или говорить за него, изображая и представляя именного его. Маленькая девочка в детском саду (3, 5 года) в период адаптации ругалась иногда на всех, используя нецензурную лексику, делала устрашающие глаза. Но тут же перестраивалась, превращаясь в саму себя, и предупреждала всех, чтобы уходили, прятались, потому что пришел злой кабан, который может их убить. В ее игре проявлялась и сила ее агрессии к детскому саду, и сила страха, который она преодолевала с помощью воображаемого кабана.

        Воображаемый персонаж может быть и средством снятия напряжения, которое ребенок получил вследствие негативного воздействия на него. Строгость родителей или болезненный укол в поликлинике тут же находят свое воплощение в игре ребенка, где смещаются на игрушечного друга, который все терпит молча. Ребенок в игре становится в позицию агрессора и наказывает игрушку, ставит ему уколы, ругает. Присмотритесь к играм такого рода: в них легко узнать тех, кто доставляет ребенку неприятности. У многих детей есть игрушки, измазанные зеленкой после многочисленных уколов или одетые в самую грязную и рваную одежду с выдранными клочками волос. Это реализованные фантазии и страхи, которые первоначально были внутренними неосознаваемыми проблемами, но с того времени, как были реализованы с помощью воображаемого друга, помогли ребенку стать более спокойным и уверенным в себе.

        Понятно, что воображаемый друг – это следствие фантазий, творчества и живого воображения ребенка. Иллюзорный персонаж компенсирует психологические проблемы, помогает ребенку смещать весь негатив на этого выдуманного друга.

        Повод для беспокойства появляется в тех случаях, если воображаемый друг – это единственный товарищ вашего ребенка, если он занимает доминирующее приоритетное место в его душе. Если игры с ним потеряли интимность и стали доступны для восприятия многих других людей. Если ребенок не ищет других способов снятия напряжения, не идет на контакт с родителями и просто «живет» в своем иллюзорном мире, не желая переселяться в мир реальный. В этом случае необходимо обратиться к специалисту: детскому психологу или психоаналитику, который поможет разобраться в причинах не только появления воображаемого друга, но и столь крайней необходимости в нем.

Нужно знать!