Понятие рефрейминг в психологии

       Многим знакомо такое утверждение: «Если тебе что-то не нравится, то посмотри на это с другой стороны». Однако в сложных жизненных ситуациях это утверждение не срабатывает, но в мелких бытовых неприятностях вполне может помочь. Именно такой метод называется в психологии рефреймингом.

       Это понятие возникло из такого раздела психологии, как НЛП. В переводе с английского этот термин означает – изменение рамок. Разобраться в этом понятии лучше помогает одна из книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».

       Именно в этой книге учителем по защите от темных сил становится человек-волк Ремус Люпин. На своих уроках он показывает детям различных существ и учит управлять ими. Одним из таких существ стал боггарт. Он олицетворяет собой страхи людей. Оружие против боггарта – это смех. Нужно сделать свой страх смешным. Например, ученик Лонгботтом вообразил свой страх, профессора Снейпа, в женском наряде и с зонтиком в руках. Таким же образом человеку помогает рефрейминг. Он учит смотреть на вещи совершенно с другой стороны.

       Рефрейминг применяют при некоторых фобиях. Однако, если фобия достаточно сильная, этот метод может и не сработать. Рефрейминг можно использовать в разных ситуациях. Главное, это вовремя заметить положительное и сконцентрироваться на этом.

       Метод разделяют на рефрейминг содержания и контекста. Контекст – это взгляд на явление с двух сторон. Идет оценка как положительная, так и отрицательная. Отношение к явлению меняется, как только человек представляет, что все могло сложиться еще хуже. Можно сразу изменить свое отношение к явлению, не прибегая к методу контекста. В этом случае изменяется само восприятие.

       Существует рефрейминг, состоящий из шести уровней. Однако остановимся на рефрейминге, который можно применить в жизни. Например, у вас есть телефон, но он хуже, чем телефон у друга Славы. И в то же время ваш телефон лучше, чем у Кирилла. В итоге нужно акцентировать внимание на хорошем сравнении, а не на плохом. Не делайте акцент на отрицательном сравнении.

       Стереотипы так прочно обосновались в нашем сознании, что мыслить иначе мы просто не в состоянии. Однако это нужно в себе каким-то образом перебороть. У каждой ситуации есть не только отрицательные моменты, но и положительные. Другой пример, вы ездите на метро, это не очень хорошо, потому что приходиться вставать утром гораздо раньше, чем хотелось бы. Однако, в этой ситуации вы должны найти плюсы. Например, вам не надо проводить долгие скучные часы, стоя в пробке, нервничать, что вы опаздываете на работу. Среди положительных моментов следует отметить значительную экономию денежных средств, времени и бензина, и это здорово.

       Нужно уметь в плохом видеть хорошее. Пример, вы не успели на работу вовремя и переживаете по этому поводу. Но посмотрите на ситуацию с несколько иной стороны. Вы уделили время личным делам и теперь не нужно беспокоиться об этом вечером, нервничать и суетиться.

       Можно применять слово «зато» и в плохом находить хорошее. Некоторые слова можно заменять их синонимами с более позитивной окраской. Например, вместо того чтобы употреблять слово «осел», используете слово «ишак». У этого слова нет отрицательной эмоциональной окраски, а значит оно не вызывает неприязни. Употребляйте слово «должен» вместо слова «придется». Оно несет в себе гораздо меньше негатива.

       Можно использовать слово «или». Это работает так: если предстоит сделать что-то, что вам неприятно, просто представьте еще более неприятную ситуацию. Из двух плохих ситуаций выберите менее неприятную. После этого вам станет значительно легче это преодолеть.

Нужно знать!