От чего зависит правильный выбор в жизни?

От чего зависит правильный выбор в жизни? Что определяет наш выбор? Довольно часто обстоятельства. ВУЗ, который нашли родители, определяет будущую профессию. Девушка, случайно «залетевшая», становится женой. Плохая компания, в которой так весело было пить и колоться, подтолкнула к зависимости.

Даже если не рассматривать крайние случаи, внешнего вмешательства в нашу жизнь чужой воли достаточно, чтобы в какой-то момент осознать: тот выбор был неправильным. Но… положа руку на сердце: а был ли это чужой выбор? Когда мы считаем других виновниками наших разочарований, мы забываем: у нас был выбор. На самом деле ситуаций абсолютно без выбора не бывает. Но чтобы увидеть это, следует понять, что на самом деле над теми или иными обстоятельствами находится более глобальный принцип, определяющий тот или иной выбор.

Итак: согласно социологии, у человека, определяющего свой жизненный путь, есть три варианта выбора:

1. Выбор, согласно требованиям общества;

2. Выбор, согласно духовным потребностям;

3. Выбор, ведущий к узкому, закрытому счастью в своей семье.

Рассмотрим эти три варианта выбора: чем они определяются и с чем они связаны в сознании человека.

Выбор по запросам и правилам общества – социально ориентированный, тот, который приведет к материальным благам или к успеху в каком-то коллективе. Среди социально принятых путей выбора: престижный ВУЗ, высокооплачиваемая работа, партнер, который поможет внедриться в необходимую социальную группу, открывающий путь к еще более элитным благам. Среди социально непринятых путей выбора – криминальные группы, подталкивающие к достижению материальных благ нечестными способами. И в том, и в другом случае мир воспринимается несправедливым, но его законы абсолютизируются, а выживает в нем, по мнению сделавшего выбор, тот, кто лучше устроится, будет более жестокий, ловкий и пр. С такой точки зрения любая сфера деятельности подразумевает пожертвование собственной совестью в пользу жестокой необходимости, а окружающие воспринимаются как конкуренты, которым нельзя доверять. В итоге человек достигает материальных благ, за которые расплачивается близкими доверительными отношениями, отказом от своих духовных потребностей, чувством вины.

Второй вариант – выбор в пользу духовных потребностей. Предполагает автоматический отказ от материальных благ, пожертвование ими ради истины. Сопротивление социальным нормам и требованиям, как кажется, обязательно приводит к противостоянию обществу, непризнанности, отверженности им. Таким издавна виделся путь святых, подвижников, диссидентов, гениев. Отказ от материальных благ видится геройством, а бедность – достоинством. Человек так же одинок, как и в первом варианте, потому что остается непонятым другими, но его духовный мир в порядке и совесть спокойна.

Третий вариант – создание своего идеального мира в узком кругу, в семье. Все усилия направлены на поиск людей, разделяющих общие интересы, направление всех усилий к тому, чтобы отделить эту зону комфорта от остального несправедливого мира, воссоздавая внутри нее свои представления об идеале. Вне этой зоны человек может нарушать моральные нормы, объясняя себе, что делает это ради семьи, и это дает ему спокойствие и чувство защиты.

Тот или иной выбор формируется у человека под воздействием семьи и окружающей среды. Очень часто идеи, предлагаемые семьей, вступают в противоречие с тем, что предлагает окружающая среда. И если человек делает выбор под влиянием семьи или окружающей среды, но он не отвечает его внутренним потребностям, рано или поздно, этот выбор вызовет внутренний конфликт.

Но такая ограниченная система понимания выбора основана на жестких парадигмах прошлого. Эти парадигмы предполагают, что действия внутри одного из вариантов обязательно будут иметь именно такое развитие. Однако жизнь показывает: нет правильного и неправильного выбора. Даже преступник, совершивший преступление, может раскаяться и сделать впоследствии множество добрых дел, которые никогда не совершил бы, если бы не его один неправильный поступок. Человек, использующий свои таланты и способности для достижения успеха, может направить плоды своего успеха на благо общества, вместо того, чтобы отказываться от них в пользу бедности и безвестности. А идеальная семья может расширить свои рамки на друзей, показывая и другим пример прекрасных взаимоотношений, которые увлекут за собой и других.

Если бы не было неправильного выбора, то человек никогда бы не узнал, в чем лежит его собственный правильный выбор. Кроме того, то, что по прошествии некоторого времени кажется неправильным, вовсе не обязательно являлось таковым в момент выбора.

Закон эквифинальности, выведенный психологами, гласит: хороший выбор есть всегда и при любых обстоятельствах. Главное – знать об этом, принимая решение, и помнить впоследствии, что этот выбор был в тех обстоятельствах самым лучшим. Если же он уже не кажется таковым, значит, пришло время новой ступени развития, а значит – время нового выбора.

Нужно знать!