Архетипы Карла Юнга

Карл Юнг архетипы

Швейцарским ученым Карлом Юнгом была предложена следующая теория, объясняющая различия во взаимоотношении людей, принадлежащих различным народностям, социальным группам и делящихся по другим признакам. Он утверждал, что разум каждого индивида подвержен воздействию не только индивидуального бессознательного, но и коллективного бессознательного. Также как и индивидуальное, коллективное подсознательное присутствует в мыслях каждого человека, однако является общим для большого количества людей, чем обеспечивает их объединение в нации, народы, а также человечество в целом.

Содержимым этого коллективного бессознательного является набор архетипов – общих форм мысленных представлений, возникших еще в древних временах и в большинстве своем отраженных в мифологии народа. Они обладают обобщенным, абстрактным характером и конкретизируются в зависимости от индивидуальной жизни человека, наполняя ее образным и эмоциональным содержанием.

Для примера рассмотрим архетип матери – у каждого народа он обладает некоторыми обобщенными чертами, отличающимися от аналогичных, приписываемых архетипу матери других народов. Одновременно существует и обобщенный архетип матери, общепризнанный всем человечеством. Этот архетип наполняется образным и эмоциональным содержанием в процессе взаимоотношений с собственной матерью.

Архетипы по Юнгу

В своих трудах К. Юнг выделяет следующие архетипы, без которых невозможно осуществить понимание структуры личности: Персона, Тень, Эго, Анимус, Анима и Самость. Рассмотрим подробнее, что они характеризуют и какое влияние оказывают на жизнь человека.

Персона характеризует представления человека о его месте в окружающем мире. Эти представления включают его характер, социальную роль, предпочтения в одежде, стиль выражения и др. Тень же является центром индивидуального бессознательного, которое является хранилищем всего материала, вытесненного из сознания. Этот материал характеризуется несовместимостью с нынешним состоянием Персоны или противоречием идеалам и социальным стандартам. Сюда входят уже испытанные на собственном опыте тенденции, воспоминания, желания и переживания.

Эго является центром сознания. Его функционирование заключается в создании таких условий, при которых прослеживается последовательность и четкая направленность в сознательной жизни человека. Различие между полами достигается за счет наличия соответствующих представлений о мужественности и женственности, роль которых выполняют соответственно Анимус и Анима. Эти архетипы, представляющие собой идеальную бессознательную структуру, оказывают влияние на отношения полов друг с другом.

 

Центральным архетипом, создающим порядок и целостность личности, является Самость. Она позволяет в рамках теории Юнга сознанию и бессознательному дополнять друг друга, а не обязательно противостоять. Следуя основам и принципам теории Юнга, к архетипам можно отнести и всем известный Эдипов комплекс. Возможно неслучайно он нашел отражение в древних мифических сказаниях.

Архетипы личности Юнга

Еще одной знаменитой идеей Карла Юнга является введение таких понятий, характеризующих человека, как экстраверсия и интроверсия. Первая обозначает направление человеческой энергии к внешнему миру, а вторая, соответственно, к внутреннему миру. Следует однако заметить, что не существует индивидуумов, которым присущ только один тип направленности энергообмена – каждому представителю человечества соответствует свое соотношение экстраверсия/интроверсия, характеризующее его сознание.

Нужно знать!